среда, 11 августа 2021 г.

Пряности и лекарственности. Часть первая.

 Пряности и лекарственные растения присутствуют в любом хозяйстве. Кому-то нравится растить зелень на салаты, кто-то любит травяные чаи, кто-то делает настойки и соусы, кто-то сушит приправы к мясным и рыбным блюдам. Систематизировала свои растения, те, что растут в наших краях и прижились у меня на участке, получился огородный словарик.

 Часто сталкиваюсь с тем, что в копированных статьях на огородных форумах пишут об одном растении, а фото прикладывают с другим. У меня всё честно ))) 

Кориандр или кинза. 

Coriandrum sativum

Пришёл к нам в сады из Японии. В моих широтах сеется прямо в грунт. Я использую молодую зелень. Супы, салаты, мариновка.  В этом году впервые собрала плоды. Попробую добавлять в мясные блюда. Они не такие резкие по запаху, как зелень, и больше напоминают анис. Лекарственными свойствами не пользуюсь, но пишут, что он может присутсвовать и в болеутоляющих и в отхаркивающих сборах. 








Петрушка 

Petroselinum crispum

Сеется прямо в грунт. Неплохо зимует. Крошим её в супы и салаты, но не увлекаемся. Чаще украшаем. Особенно кучерявой ( сразу вспоминаю заставку к мыльной опере Тропиканка, когда петрушка превращается в остров).  В ней много бета-каротина, а также железо, магний и витамин B, поэтому не стоит ею пренебрегать. А ещё она хорошо освежает дыхание ) И говорят, что отбеливает кожу. Замораживаем на зиму, нарезав в пластик под крышку. 







Тимьян

Thymus

Сеяла в этом году впервые. Раньше собирали в лесу. Для лучшей всхожести советуют сеять на рассаду. Я поленилась, закинула семена прямо в грунт и получила очень скромный результат ( а может это глина виновата).  Люблю чай с чабрецом, в мясные блюда не добавляла раньше, но хочу попробовать. Советуют, как жаропонижающее и нерво-усрокаивающее. Я же пью в смеси с чёрным чаем ради удовольствия. 



Укроп

Anethum graveolens

Это просто мастхев на столе. На фазенде в этом году сеяла специально, около дома уже много лет сеется сам. Добавляем всюду, супы, салаты, молодая картошечка. Морозим на зиму в морозилке. 




Шалфей.

Salvia

Лечебный шалфей  (Salvia officinalis) растёт у нас очень давно. Сушим его листья и завариваем их при простудах. Полоскание для горла и чай от кашля. Вкус горьковат, но мы привыкли. 



В этом году на фазенде посадила шалфей великолепный. Он не обладает лекарственными свойствами, но хороший медонос и отлично смотрится в вазе )






Вырастила рассадой  шалфей мускатный


Жду, когда зацветёт. 

Эстрагон

Artemisia dracunculus

Мне удалось вырастить на рассаду мексиканский. Листики у мексиканского довольно плотные. Аромат сильный. Напоминает лимонад Тархун из детства. Если залить несколько листочков кипятком , добавить ломтик лимона и чуточку сахара - получается домашний лимонад. Попробую добавлять его и в мясные блюда. 








Прямо в грунт посеяла эстрагон французский. Взошло всего 2 кустика. Держу кулачки, чтобы набрали силу. 


Мята

У меня растут несколько видов мяты. Мята перечная  (Mentha piperita) была куплена в магазине в горшочке много лет назад, прижилась и уже отвоёвывает метры нашего огорода. Легко переносит пересадку. Сушим листики и добаляем в чай, или компот, или лимонад. Можно украшать десерты. 





  Испокон веков на хуторе росла мята душистая (Mentha suaveolens). Насколько помню - эту мяту заваривали после бани прямо сырую. Просто срывали веточку и добавляли в кипяток. 





Её же разновидность -  кудрявая...






В этом году в огороде взошла , посеянная мною, кошачья мята (nepeta cataria). Когда-то, на заре нашего огородного опыта, мы считали ей мелиcсой. Теперь мелиcса у нас растёт настоящая. 
Мне не нравится её аромат, использую для отпугивания летающих террористов. Её запах им тоже не нравится.






Мелисcа лекарственная.

Melissa officinalis

Сеяла в грунт.  Я надеюсь, что она освоится на глине. Люблю чай с мелиссой, приятный аромат и успокаивающее воздействие. Вы ведь знаете, что в переводе мелисса означает - пчелиный лист ?





Фенхель 

Foeniculum vulgare

Название в переводе с латыни означает сено. Но это уж слишком грубое сравнение, он обладает приятным ароматом, похожим на анис. Внешне похожий на укроп, он так же способствует улучшению пищеварения. Сеяла в грунт, думал долго, но потом всё-таки взошёл и заколосился. 

Иссоп

Hyssopus officinalis

Посеяла его впервые. Говорят, лучше размножать делением куста, но у меня знакомых с иссопом не нашлось. Пока он весьма скромных размеров и мне жалко его ощипывать, но я подожду пока он подастёт и высушу для дальнейших экспериментов. Насколько я поняла, его можно наравне с календулой и шалфеем использовать как противоспалительное, а так же добавлять в мясные блюда и маринады. 










Огуречник или бораго

Borago officinalis

Знаком с детства, выращивали соседи по даче, но в моём огороде завёлся впервые. Растёт реактивно, занимает много места и создаёт тень. Листики шершавые и очень милые цветочки. Мы использовали молодую листву в салаты и холодные супы. В тарелке они уже не колятся, но вкус непривычный и не всем нравится. Пишут, что из него можно выжать сок, но мы не пробовали. Занимает довольно много места, хорошо годится, как ограждающая конструкция. Но сильный дождь положил все расения на землю. Пришлось подпирать. 





На этом устрою перерыв в повествовании. Если у вас есть какие-то замечания к моим наблюдениям или советы, как ещё можно использовать эти травки - пишите! Мне интересно!

Продолжение следует!

2 комментария:

  1. О, прозевала такой интереснейший пост! Сколько у тебя много трав растет!
    Кинзу растила в прошлом году, а она самосевом теперь у меня на пол огорода разрослась и воняет. Никто у нас в семье кинзу не понял, зато приезжает подруга и набирает ее с удовольствием. Петрушку люблю морозить и добавлять зимой в мясные пироги, очень оживляет вкус. Еще петрушка загадочная штука, в прошлом году билась-билась, а она в сентябре только разрослась. Думала, что это однолетник, а она прекрасно сама вылупилась нынче и тоже разрослась. Зато та что на грядке, с прополками и подкормками снова мне кровь сворачивает, выросла см на 5 и сидит вся в раздумьях.
    Чабрец мы собираем на Байкале, на даче еще не растила, хочу по серьезке в следующем году травами заняться и рассадой их посадить. Иссоп, чабер, эстрагон, розмарин и мелисса все ждут следующий год. Мелиссу люблю в чай. А мяту люблю нюхать и в букеты добавлять для аромату.)
    Огуречник садила в прошлом году, но совсем не поняла эту травку. В этом году он не проклюнулся. Зато везде, где только могла вылезла прошлогодняя руккола.)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Лиза! Это ещё не все травки, вторую часть никак не могу дописать. Петрушка у нас зеленеет до ноября, потом можно ещё под снегом поискать, а в апреле опять, как новенькая. Около дома мы её оставили в 2 кустика и не сеем больше, а на хуторе я с ней разогналась, поэтому теперь весь город кормлю ею. У нас чабрец отлично растёт в лесах, но мне захотелось своего, рядом с чайником. У меня руккола дважды не взошла, и я решила, что ей не нравится глина. Так же не выросла листовая горчица, а мизун еле-еле. Огуречник я решила сажать в качестве ограждения в следующем году.

      Удалить