понедельник, 13 сентября 2021 г.

Пряности и лекарственности, часть вторая

 Продолжаю свой рассказ про травки, которые растут у меня в саду-огороде. 

Змееголовник молдавский

 Dracocephalum moldavica

Сеяла у себя впервые. Змеиную голову он мне не напомнил. Цвел очень красиво, не привередничал. Но запах у него очень резкий. Да, чем-то напоминает мелиссу, но более интенсивный. Засушила для саше, попробую добавлять в малых дозах. 





Пажитник сенной

Trigonella foenum

Это растение тоже стало для меня открытием. Сеяла в открытый грунт в мае. Взошёл дружно и чем-то напомнил клевер. Зелень его в пищу не употребляют, ждут, когда появятся стручки с семенами. Их собирают, высушивают и измельчают. И этот порошочек  уж очень похож на карри. Я семена собрала в августе. Уже высушила. Очень мне нравится аромат этой пряности!









Чабер

Satureja

Чабер я тоже выращивала впервые. Очень мне понравилась эта травка. Сеяла в начале мая. Цветёт он до сих пор. Насколько я поняла, зимовать он в наших краях не будет. А жаль. Буду сеять в следующем году.  Аромат ни с чем сравнить не могу, но он очень смахивает на смесь соли с чёрным перцем по вкусу. Отлично подходит , как для рыбы, так и для мяса. И просто в картошку тоже замечательно идёт. Засушила на зиму. 






Лаванда узколистная

Lavandula angustifolia

Лаванду я уже упомянала, когда писала о своих цветах. Засушила цветочки и листики, и мы на пару с мамой наслаждаемся аромотерапией. Попробовала в этом году размножить её черенком, и у меня получилось. Просто взяла весной веточку от кустика, что растёт около дома, засунула под банку в горшочек и она дала корешки. На хуторе сажала рассадой из семян. Надеюсь она сможет перезимовать. 





Ромашка аптечная

Matricaria chamomila

Эту ромашку мы всё время выращивали около дома. Любим чай из неё, и постоянно заготавливаем для личного пользования. На фазенде земля позволяла и я посеяла её и там. Ромашка- однолетняя, но она замечательно сеется сама, и редко когда приходится её сеять повторно. Собираю в фазе цветения. 




Календула лекарственная

Calendula officinalis

Ещё один мастхев в саду и огороде. Чай из неё пить наверное не каждый решится, слишком уж горьковата. А лечебные настои для полоскания - самое- то! Ангина, ранки на дёснах, воспалительные процессы, всё это мы подсушиваем заваренной календулой. А сколько разных сортов у неё появилось в последнее время!






Василёк синий

Centaurea

Латинское название этого цветка связано с кентаврами ).  Я заготавливала это растение впервые. Очень уж модно стало добавлять его в чаи, хотя какого-то особенного аромата я у него не замечала. Скорее всего он просто красиво смотрится в сочетании с чёрным чаем и кусочками яблока. Как мочегонное, а именно это его совйство выделено, как лекарственное, я тоже василёк не использовала. Говорят засушенными лепестками можно красить яйца. Хм... попробуем. 






Рута душистая

Ruta graveolens

   Это растение я сеяла из-за любопытства. Кто-то из знакомых использовал его, как болеутоляющее и оно было на слуху. Сеяла в грунт. Насколько я поняла цветёт оно на второй год, а шанс перезимовать в наших широтах не велик. Рискнём. На зелень мы его не срывали, слишком уж специфичен вкус, хотя тем, кто пищит от кресс салата - может и понравиться. Я использовала руту в основном в букетах. Такие кружевне листья здорово оттеняют небольшие нежные цветочки. Попробую засушить немного и заваривать потом.



Анис

Pimpinella anisum

Анис я тоже сеяла впервые. Рос он медленно и не густо. Но уже в листиках можно было уловить знакомый аромат. Насушила семян. Попробую добавлять в чаи и выпечку. Настойки с ним делать не умею. 







Любисток

Levisticum

Любисток в нашем огороде по функциям схож с петрушкой. Едим молодым и зелёным в супах салатах, с мясом. Сушим и морозим на зиму. 

Стевия

Stevia

  Стевию сеяла у себя в первый раз, но саму траву пробовала и раньше. Если взять листочек этого растения в рот и пожевать, вы удивитесь его зашкаливающей сладости. Не зря её используют во многих сахарозаменителях. Но у некоторых людей на неё развивается аллергия, поэтому проверяйте перед активным употреблением. Засушила для домашнего пользования. Достаточно положить пару листиков в заварник, и сахар в кружку можно уже не сыпать. А так как мы уже давно пьём всё без сахара - то это иногда вызывает удивление  у отвыкших от сахара рецепторов. 

 

Базилик душистый

Ocimum basilicum

  В наши дни базиликом уже мало кого удивишь. Кто не выращивает сам, тот покупает на рынке. Мне помимо стандартных сортов попался очень нежный лимонный базилик. На фото - зелёненький. И очень он мне полюбился. Многие знакомые, которых я им одаривала, сначала даже не верили, что это базилик, настолько нежен и лимонен был его оттенок. Насушила на зиму. Буду сыпать в мясо , грибы, рыбу и салаты. 







Шпинат огородный

Spinacia oleracea

Этот зелёный зверь самым первым взошёл на моём огороде весной. Накормил нас первой зеленью и быстро вымахал в деревья. Зацвёл и самостоятельно насеялся, да так успешно, что мы смогли снять второй урожай за лето. Едим мы его сырым в салатах. Наверняка его можно ещё как-то готовить, но у нас до этого не доходит. 



Орегано или душица

Origanum vulgare

Орегано в моей голове стойко ассоциируется с пиццей. Хотя я добавляю его и в мясо, и в грибы. 
Раньше покупала готовую приправу. Теперь у меня будет своя. Семена долго сидели в земле, видно ждали тёплого периода, а потом шусто набрали рост. 







Портулак огородный 

Portulaca oleracea

Сеяла ради любопытства. На вкус он мне не понравился. Если кто-то, что-то с ним придумывает на кухне- поделитесь идеями, пожалуйста!





Розмарин обыкновенный

Rosmarinus officinalis

   Впервые вырастила у себя. Сеяла на рассаду в апреле. Он долго думал, медленно входил, медленно рос, медленно мужал. Высаживала в грунт в июле скромными ёжиками. За лето набрал силу, и сейчас я выкопала и пересадила в его горшки на зиму. В дом ещё не занесла. Радует всех на крыльце. Использую для рыбы. Специфический камфорный аромат выделяет его среди других трав. 







Написала и запах почувствовала ))) 

Делитесь своими идеями по поводу этих трав. Мне очень интересно! 


16 комментариев:

  1. С ума сойти, целая плантация, и ведь не просто посадил, а еще обработать, задушить надо, где-то семена собрать, Оля, ты настоящая травница) Очень интересны свойства некоторых растений, особенно про карри. О, стевию пробовала в каких-то ПП хлопьях, сладкая, но привкус своеобразный, раньше про нее и не слышала. Очень познавательно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Надюша! Мне почему-то именно травы интересно выращивать, а потом в разные блюда добавлять. И чаи опять же. Морковка и картошка - тоже хорошо, но не так увлекательно. А тут ходишь по огороду, то один листик понюхаешь, то другой пожуешь )))

      Удалить
  2. Вдохновляюсь твоими огородными постами! Очень интересно, обязательно пиши ещё - когда придёт время сеять, буду сверяться с твоими заметками. Половины трав я не знаю, но уже хочу посадить.
    Рута и васильки потрясающе красивы!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Дашенька! И ты тоже пиши, если что-то сажать будешь! Так интересно читать, что у кого и как растёт! Из всего, что я тут упомянула капризными мне показались: лаванда, розмарин и орегано. Всё остальное сеяла в грунт, и если не считать поливы и прополки, то больше не заморачивалась. Из руты и васильков до последнего составляла букеты себе на рабочий стол.

      Удалить
  3. Я тоже люблю выращивать травы. Только этот год у меня был не совсем удачным для них. Многие дали отличные всходы, но потом как-то тормозили в росте. Розмарин у меня такой хиленький просидел все лето. Зато иссоп занял всю территорию.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У меня многие травки разрослись только в августе. Ушла жара и влаги стало больше. У меня иссоп взошёл семенами. Хорошо цвёл. Но сейчас уже холодно и я не знаю, как с ним быть. Он хорошо зимует? Его нужно чем-то накрывать? Обрезать под корень? Розмарин я переселила на чердак в горшки. Хочу чтобы перезимовал.

      Удалить
    2. Я подозреваю, что мои травы плохо пошли в рост из-за засушливого августа. А грунт у нас песчаный, сколько не поливай - толку мало.
      Иссоп у меня зимует уже две зимы в открытом грунте, я его не накрывала. Но у нас зимы более мягкие. А розмарин такой хиленький, что даже не знаю как с ним поступать.

      Удалить
    3. Моему розмарину понравилось в горшке, новые веточки зазеленели.

      Удалить
  4. Прочла на одном дыхании и тоже поймала себя на мысли, будто читаю пост травницы)
    Знаешь, что я нового для себя узнала? Что душица - это и есть орегано! У меня растёт она, душица ну и душица, чай заваривать из неё можно, а вот что это то самое орегано - открытие для меня, представляешь?
    Я травки разные сею, но так они быстро растут, что порой не успел начать срезать, а уже пора длиннющие стебли с колосьями выдёргивать)
    Грибную траву едим, огуречную, шпинат и салат в основном. Иссоп очень полезен, посадили, но так и не пользуемся, специи никакие не заготавливаю, лентяйка, а ведь могла бы!
    Олечка, спасибо за этот пост, было очень интересно)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я в середине лета первый пост про травы писала, если интересно. Про орегано, где -то прочитала, что душица - это дикорастущее растение (его на лугах часто собирают), а орегано - уже окультуренное, для сада - огорода. Но семество одно, и используют их для мяса и для чая обоих. Поделись опытом приготовления огуречника. Что-то он у нас не очень пошёл. И что такое грибная трава?

      Удалить
    2. Как готовим для употребления? Всё режем в салаты - особенно в начале весны, много травки, немного редиски или первых огурцов, главное, чтобы "травка" была разная, а в тарелке с салатом уже никто не разбирается, какая огуречная трава, какой шпинат, какой салат...) Грибная трава пахнет грибами отдалённо и мы её покупали в пакетике с одноимённым названием "грибная трава", сейчас я прочитала, что это пажитник или тригонелла.
      Лучше всего у нас идёт шпинат и салат светло-зелёный, не кучерявый, остальные растения дети периодически есть отказываются)

      Удалить
    3. Интересно! Мы пажитник собрали семенами, высушили, смололи и в мясо добавляем. Зеленью не ели, а оказывается он и есть грибная трава. )))

      Удалить
    4. Оля, а сухой перемолотый пажитник правда так сильно грибами пахнет, как об этом пишут?

      Удалить
    5. Я бы не сказала, что грибами... если его семена перед тем как молоть немного погреть на сковородке появляется особенный запах... но мне он скорее карри напоминает.

      Удалить
    6. Спасибо) А в мясо пажитник добавляете, как - он хорош в мясном блюде?

      Удалить
    7. Я мариную с ним мясо на отбивные. Нам нравится, но это дело вкуса, конечно.

      Удалить