воскресенье, 3 октября 2021 г.

Про картошку...

   Про картошку под сеном я уже рассказывала многим своим знакомым и друзьям. Мой эксперимент завершился на этой неделе, и я готова еще немного о нем поведать. О ленивом земледелии сейчас много пишут и говорят. Кто-то поёт хвалебные песни, кто-то полон скепсиса. Я пока воздерживаюсь от критических комментариев, и пытаюсь испытать приемы на практике, чтобы сделать личные выводы. 
Один из продвинутых в сети проектов -это картошка под сеном или соломой.

  Вот как это было у меня. 
В мае, при посадке картошки традиционным способом ( под плуг) около дома, у меня осталось небольшое ведерко посадочного мусора. Весьма мелкой синеглазки. Выкидывать было жалко и я решила пристоить ее на хуторе.


  Проросшие картофелины я раскладывала на землю в маленькие ямки, припорашивала землей и накрывала сверху 40см слоем прошлогоднего сена. Выглядело соломенное поле очень необычно. Так прошел май.


  Когда в июне около дома взошла ''обычная картошка'', в моей соломе не было ни намека. Я подождала еще недельку и расковыряла один из кустиков. Благо с сеном это не сложно. А еще через недельку ''экспериментальные образцы'' проклюнулись самостоятельно.


Добавлю такой момент, я ничем растения не подкармливала. Больше того, я их и не поливала ни разу. 


  Потихоньку мое поле вытягивалось вверх, да так активно, что в конце июня мне пришлось накрыть его еще одним слоем сена. Первый слой от дождей размок и подосел. В сумме мне пришлось накрыть всю площадь сеном дважды, с этим тоже надо считаться расчитывая количество укрывного материала.


  В июле моя синеглазка зацвела. Я подождала пару недель и полезла проверять клубни. С сеном сделать это очень просто.  Поднял- посмотрел. Уже на этом этапе я обнаружила картофелины, которые погрызли мыши. Видно местные ужики с трудом справлялись с мышиной популяцией. 

 
  Так пролетел август. Из-за частых дождей шубейка из сена поизносилась. Стала вязкой и продуваемой. Под ногами чавкало и мне пришлось долго ловить момент, благоприятный для копки. В сентябре мы слегли с сезонными соплями и дата сбора урожая опять отодвинулась. И вот 1 октября, не дожидаясь выходных, я рванула на хутор прямо с работы. Копала, а правильнее сказать разгребала два часа. Последние клубни собирала наощупь, освещения над полем - нет. 


Собирала сразу в пакеты,  для удобной транспортировки. Сушила уже дома. 


Встречались гнилые товарищи. Изначально подточенные проволочником и потом превратившиеся в белый соус под кожурой.


Много было объедков с мышиного стола.


    Несколько кустов удивили россыпью картофелин размером с фасоль. До 30 штук и такие маленькие. Видно генетика нахимичила.
Но в целом, я собрала годный урожай, умноживший изначальный посев в раз семь. Для ленивого подхода не плохо,как мне кажется. 
   Плюсы, которые я могу отметить, исходя из моего опыта. 
Мне не пришлось ничего копать. Маленькие ямки для картофелин при посадке я не считаю. Так, совочком ковырнуть. 
Мне не пришлось ничего поливать. Даже в засушливые недели под сеном земля была мягкая и влажная. 
У меня не было колорадского жука... т.е. совсем... ни жучка. 
Мне ни разу не пришлось ничего полоть. 
Сбор картошки тоже облегчен до разгребания сена. 
После копки осталась красивая рыхлая земелька с сеном. Надеюсь она за зиму еще упреет и будет готова под новые грядки. 

   Минусы. А они тоже есть, не верьте тем, кто их не замечает. 
Под сеном живут проволочники , слизняки и мыши. Если вы готовы, как я с ними делиться, то ок ))) 
Накрыть поле сеном - не так затратно по силе, как вспахать, но тоже не сахар. Первый раз еще с охоткой, второй добровольно- принудительно. 
Если ваша картошка будет плохо накрыта, то она зазеленеет. Что я наблюлала на отдельных кустах. 
И да, сена, соломы нужно много! 
   Буду ли я еще практиковать такую посадку? Буду! У меня еще много сена и еще больше не освоенной земли. На следующий раз подготовлю хороший посадочный материал. Поищу какие-нибудь травки отпугивающие вредителей. Вот наверное и все. )))   Картошка в этом году в Латвии не очень, многие жалуются на урожай. Мой дополнительный бонус, добытый без особого напряга, нам очень пригодится. 
Всем добра!

Прикольное видео про Латвийскую картошечку ))) 


 

14 комментариев:

  1. Ну надо же, картошка под сеном, крайне интересно и необычно! То, что копать не надо - огромный плюс. Я тут покопала впервые в жизни и теперь понимаю, как это тяжело.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Если вас зовут в конце лета отдохнуть в деревне, не ведитесь, это мошенники ))) Я первый раз так легко с картошкой разделалась!

      Удалить
  2. Какой классный метод. Жалко у нас сена своего нет, если практиковать такой метод, то его придется покупать. Мне бы такой метод точно зашел, потому что перекапывать землю не мое. А смотрится как эстетично!
    Сено, я правильно понимаю, вы с хутора берете, с целины? Сами косите или как?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Сено в прошлом году заготавливалось для коровы. Её пришлось продать, а сеновал отстался не съеденным. В этом году я просто косила поля вокруг, но сено не заготавливала, т.к. его ещё очень много старого осталось. В следующем году придётся сушить и собирать. На маленьких участках знакомые сажают под листву сухую, сорняки и мульчу от косилки. Но там тогда всё лето надо их заготавливать.

      Удалить
    2. Понятно. Я тоже собираю траву, иначе не чем мульчировать. Есть у меня подруга, такая же авантюрная как и я. Хотим с ней в следующем году в лес съездить хвойный опал собрать.

      Удалить
    3. Мы как-то другу на огород собирали хвою. Ею удобно накрывать, но нужно учитывать, что она закисляет почву. Не все растюхи это любят.

      Удалить
  3. Обалдеть, как интересно! Плюсы, по-моему, перевешивают))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В следующем году подойду к этому вопросу со всей серьёзностью! И сделаю контрольные замеры )))

      Удалить
  4. Оля, что значит экспериментальный подход! У нас такого не делают (наверное потому что сено не хотят заготавливать), но мне было интересно и полезно узнать из первых уст плюсы и минусы этого метода. Я ещё и маме почитаю) Урожай, умноживший в семь раз посевной материал, это однозначно годный результат! И если есть силы и желание, однозначно стоит продолжать попытки.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У вас земля чудесная, но мульчёй можно освободить себя от частых поливов в жару ( это я не только про картошку).

      Удалить
    2. У нас есть ветко- и травоизмельчитель, ту траву, что вырастает, мы перебиваем и мульчируем грядки, но этого количества обычно мало, потому что травы мало) Клубнику мульчиуем обязательно! Благодаря мульче она и не подгнивает, и полоть её не надо.

      Удалить
  5. Интересно получилось. Получается, и окучивать не надо. Проволочник не любит запах гниющего лука. Может пособираешь зимой челуху луковую, и рядом с картошкой в лунку клади при посадке. Еще бы золы чуток в лунку.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! Я в этом году совсем по ленивому сделала, в следующем собираюсь и золу добавить и по периметру траву отпугивающую посадить.

      Удалить