вторник, 3 апреля 2018 г.

Как мы учились читать

   Моё творческое и экспериментаторское взяло выходной на неопределённый период, поэтому я попытаюсь собрать мысли, чтобы поделиться житейским. А конкретнее, как мы стартовали с дочкой в самостоятельное чтение.  Я никогда не торопила это событие, и только осознав полную теоретическую и психологическую готовность дитёнка, приступила к действиям в этом направлении. Напомню, в два с половиной  года ребёнок без какого-либо нажима с моей стороны, знал все буквы алфавита. Как это достигалось - описывала ТУТ.  -  В дальнейшем, какое-то время мы развлекались магнитными буквами на холодильнике. Я складывала коротенькие слова, по три буквы, дочка читала.
Я не старалась учить читать её по слогам. Короткие слова в три буквы она видела целиком. И постоянная смена гласных в корне нарабатывала звуковую и зрительную память.
-  А также, нас очень порадовали книжки :  "Хвостататя АБВГДейка" Александра Голубева ,  "Азбука. Игра в слова"  и   "Азбука Превращений" Дарьи Герасимовой. Просто буквы - это скучно. Но задания про буквы, картинки про буквы, стихи про буквы и смешные фразочки - это очень весело!
-   Хорошо пошли у нас карточки для чтения издательства Айрисс Пресс.
-   Параллельно читали вывески, надписи на баночках, заголовки в газетах.
-  Играли с дочкой в письма. Я писала коротенькое предложение с информацией про дочкины игрушки, прятала в конверт. Она с удовольствием письмо получала и прочитывала.
- Просто прочитывать словосочетания и предложения ребёнку было не интересно, поэтому приходилось наполнять смыслом это занятие. Одна из форм - выбрать "верно" - "неверно". Для словосочетаний: кислый сахар, старый дом, синий томат, и.т.д.  Ещё один вариант: квест, в котором нужно самому читать задания: " нарисуй", "подпрыгни" и.т.д.
     И вот, навык складывания букв в слова вроде появился, но психологически ребёнок боялся больших текстов и книжек, как их носителей. Сразиться с этим драконом нам очень помогли книги Татьяны Русситы.(  в Лабиринте. ) Слов в них не много. Но формат - очень соблазнительный.  Что в наличии?
Набор небольших книжек -малышек. Как раз в детские ладошки!
1. Картинки. Симпатичные картинки! Завлекуха номер один!
2. Короткие слова. Одно. Два, три... на странице... Не страшно!
3. Слова и предложения объединены сюжетом. Не мама мыла раму, а вполне себе истории )))
4. Наклейка! В каждом наборе есть наклейки " Прочитано" для фиксации момента. А как же? !Награды находят своего хозяина!
  Первый набор ( слова из трёх букв) был прочитан сразу же. В последующих растягивали удовольствие и читали по книжке за вечер.
 С книжек Русситы мы потихонечку перескочили на серию книг Я уже большой!  И хотя это книжечки разных авторов : Симбирской, Анисимовой, Карповой и Ерёминой, но все они изданы в одном, очень удобном формате.
Размер книжек удобен для детских ручек. Рассказики маленькие , по пять - шесть предложений, шрифт удобный. Иллюстрации про текст, а не сами по-себе. Но! Слова не коротенькие, и предложения сложно-сочинённые, что возможно, кому-то покажется не простым для первого чтения. Мы же читаем с удовольствием. По одному рассказику ( страничке) на ночь. Сюжеты очень разнообразные.
  Ещё одна серия книг про Машу Нанси Дельво. В Лабиринте.  Тут уже целая книга посвящена одной героине и её приключению. Есть что почитать и что обсудить.   Плюс по второму кругу вернулись в чтение книжки Сутеева и другие книжки малышки из дочкиной библиотеки.  

  Помимо книг навык чтения нам помогают тренировать игры: "Читай-хватай" от Банды Умников и Друг-утюг от Биплант.    

Для родителей деток, которые также как и мы, начинают читать на латышском советую Minamās mīklas от Инары Антыни. Ребусы из картинок и хорошие загадки. 
   Burtu paslēpes от Дайны Бумбиере. Своего рода пазлики, для собирания которых необходимы навыки чтения и определения букв в слове. 

А.. Да! Латышский алфавит в песенке, для тех кто ещё путает буквы! 


Поёт Кауперс! =)

Подробнее: https://www.labirint.ru/reviews/goods/614000/


4 комментария:

  1. А мы, когда учились с дочкой читать, алфавит, вообще, не учили и названия букв тоже (только гласные) Запоминали согласный звук, букву, которую он обозначает, рисовали карточки со всеми слогами с этим согласным, запоминали слога, и так далее, а потом из этих карточек слова составляли, так читать и научились)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Тоже вариант! Я например совершенно не помню, чтобы меня учили читать в детстве. Были буквы деревянные, складывали из них слова, и всё вроде.

      Удалить
  2. Оля, ну вот почему так сложно-то начинается обучение чтению во многих семьях - приобретается букварь и родители начинают каждый день подзывать ребёнка с намерением учить его читать... Ведь можно так, как ты предложила - незатейливо, ненавязчиво, в игре, в квесте, вовлечь ребёнка в процесс, да так, что он оглянуться не успеет, а уже научился). Твои рекомендации - да в детские сады бы разослать, да всем родителям дать прочитать. Умничка! С удовольствием читала и радовалась за твою дочурку...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Наталья! Я думаю, в садиках тоже свои методики есть, как научить играя. Да, в принципе можно и не заморачиваться дома, в саду и в школе потихоньку научат. Но если можно помочь своему ребёнку, то я предпочитаю помогать )))

      Удалить